Что такое франчайзинг?

39

Сегодня франчайзинг активно развивается в России, поскольку позволяет предпринимателям запускать бизнес с минимальными рисками, получать комплексную поддержку, а владельцам компаний создавать единую сеть с общими стандартами и выходить на новый уровень продаж. Поэтому интерес к франчайзингу растет с каждым годом, как и количество франшиз. В этой статье рассмотрим, что представляет собой франчайзинг, какую франшизу можно выбрать, а также разберемся со всеми достоинствами и недостатками такого решения.

Франчайзинг: что это такое?

Франчайзинг представляет собой сотрудничество между двумя сторонами, при которой продавец (франчайзер) предоставляет покупателю (франчайзи) право на использование своего бренда, проверенной бизнес-модели, технологий и прочих активов на определенных условиях. Франчайзинг помогает предпринимателям запустить свой бизнес под уже широко известным брендом, а владельцу компании — расширить свое присутствие на рынке и увеличить прибыль.

Во франчайзинге участвует 2 основные стороны:

  1. Франчайзер — это компания или индивидуальный предприниматель, который создал и уже проверил бизнес-модель, имеет набор уникальных продуктов либо услуг. Франчайзер предоставляет право использовать свой товарный знак, технологии и прочие активы франчайзи в обмен на вознаграждение (паушальный взнос и роялти).
  2. Франчайзи — это предприниматель или компания, которая приобретает право на использование бренда, бизнес-модели и прочих активов франчайзера. Но партнер обязан соблюдать условия договора франчайзинга, выплачивать паушальный взнос, роялти, придерживаться установленных стандартов качества.

Отношения между сторонами регулируются договором, который определяет их права и обязанности, условия применения бренда, рабочей эффективной модели, размер и порядок выплат.

Франшиза — это конкретный комплекс прав и активов, которые франчайзер предоставляет франчайзи для запуска бизнеса. Он может включать в себя как использование бренда, бизнес-модели, так и маркетинговых материалов, обучение и прочие ресурсы, предлагаемые владельцем компании. На рынке представлено множество франшиз, поэтому всегда можно выбрать подходящий вариант в соответствии со своими интересами и целями.

Что входит во франшизу?

При покупке франшизы франчайзи получает разные возможности:

  1. Право на использование бренда. После заключения франчайзингового договора покупатель франшизы может работать под известным брендом франчайзера, что помогает привлечь много клиентов и повысить доверие к бизнесу. Покупка франшизы подразумевает применение фирменного стиля, включая дизайн, упаковку, логотип и другие разнообразные элементы. Но стоит понимать, что недостаточно купить франшизу на определенный срок, но и нужно ассоциироваться с брендом, поддерживать репутацию, а также обеспечивать качественный клиентский сервис.
  2. Бизнес-модель франшизы. Франчайзи получает готовую и уже годами проверенную модель ведения бизнеса, включая стандарты по организации работы, обучению персонала, управлению производственными процессами, достижению ожидаемой прибыли. Покупатель франшизы должен ориентироваться на конкретные инструкции, регламенты, применять определенные технологии производства, рецепты и прочие специализированные знания, а также инструменты. Любые отклонения могут привести к расторжению договора и прочим неприятным последствиям.
  3. Контроль и обучение. Франчайзер предоставляет обучение, передает все необходимые знания и навыки, чтобы поддерживать высокий уровень сервиса. В правильной модели франчайзинга вся сеть точек объединена системой контроля, которая позволяет следить за соблюдением установленных стандартов.

Конкретный состав элементов франшизы может варьироваться в зависимости от условий договора между франчайзером и франчайзи. Поэтому стоит детально изучать договор, прежде чем его подписывать.

Плюсы и минусы франчайзинга

Можно построить собственный бизнес с нуля и без покупки франшизы, но успех на этапе запуска будет гораздо меньше, чем у известного бренда. Рассмотрим подробно все плюсы и минусы покупки франшизы как для франчайзера, так и для франчайзи.

Выгоды франчайзера:

  1. Расширение бизнеса без больших инвестиций. Добившись успеха в конкретной нише, каждый бизнесмен начинает искать пути для дальнейшего роста. Но самостоятельно открывать новые точки — это сложно, так как необходимо потратить немало времени, средств, усилий, решить массу вопросов. Работа с франчайзи в этом отношении гораздо выгоднее, ведь покупатель франшизы сам заинтересован в открытии бизнеса, будет прилагать все необходимые усилия. Кроме того, расходы на запуск новой точки ложатся на франчайзи.
  2. Стабильный дополнительный доход. При покупке франшизы франчайзи должен оплатить единовременный платеж — это паушальный взнос, а также осуществлять регулярные перечисления средств (роялти), что увеличит общую прибыль бизнеса.
  3. Повышение узнаваемости бренда за счет открытия новых точек. Целая успешная сеть всегда увеличивает популярность бренда, количество потенциальных покупателей, позволяет с легкостью обходить конкурентов.

К минусам относится необходимость постоянного контроля и поддержки, что тоже требует немало времени, ресурсов. Нужно ответственно подходить к выбору франчайзи, ведь важно соблюдать стандарты, предоставлять высококачественные услуги или товары, чтобы сохранить репутацию бренда.

К плюсам франчайзинга для франчайзи относится:

  1. Возможность запустить бизнес под известным именем, используя проверенную успешную модель. Это достаточно конкурентное преимущество, которое позволит обойти многие компании в той же нише.
  2. Обучение и поддержка со стороны франчайзера поможет быстрее освоить нюансы и избежать массы ошибок, которые можно совершить при самостоятельном ведении бизнеса. Это важно для начинающих предпринимателей.
  3. Снижение затрат на рекламу, маркетинг. Благодаря использованию известного бренда и поддержки франчайзера, можно не тратить средства на продвижение, а уделить больше внимания другим бизнес-процессам.
  4. Получение всех необходимых лицензий и разрешений. Франчайзер отвечает за лицензирование продукции, услуг, а это достаточно сложный процесс.

К минусам относится необходимость выплаты роялти, паушального взноса и прочих платежей, ограничение в самостоятельности принятия решений, так как нужно соблюдать определенные стандарты и процедуры. Также нет возможности для разработки собственных стратегий, ведь работа в сети строится по единому регламенту, нарушение которого грозит штрафами, расторжением договора.

Виды франчайзинга

Франшизы можно разделить по различным критериям, они бывают:

  1. Производственные. Франчайзер предоставляет право на изготовление и продажу продукции под собственным брендом с использованием конкретной технологии, рецептуры и прочих ноу-хау. Это позволяет покупателю выйти на рынок с качественным продуктом и уже внушительным количеством покупателей.
  2. Торговые. Этот вид франчайзинга предполагает, что франчайзи получает право на розничную или оптовую продажу товаров под определенным брендом.
  3. Сервисные. В этом случае франчайзер передает право на предоставление услуг под своим брендом с использованием разработанных методик и процедур.
  4. Смешанный. Этот вид франшизы сочетает в себе элементы как производственного, так торгового или сервисного франчайзинга.
  5. Субфранчайзинг. Такой вариант предполагает, что франчайзер передает исключительное право на развитие определенной территории с помощью субфранчайзера. Он, в свою очередь, заключает договор уже с конечными франчайзи. Это позволяет адаптировать бизнес-модель под местный рынок, отличный вариант для выхода на новый уровень продаж.
  6. Мастер-франшиза. Она заключается в передаче эксклюзивных прав на развитие франчайзинговой сети в конкретной стране или регионе одному франчайзи (мастер-франчайзи). Он имеет право адаптировать бизнес-модель под конкретные условия, привлекать партнеров, вести переговоры с местными поставщиками.

Каждый вид франчайзинга имеет свои плюсы и возможности, которые нужно учитывать при принятии решения о покупке той или иной франшизы. Главное — найти ответственного франчайзера, который будет заинтересован в развитии каждой точки.

Что входит в стоимость франшизы?

Сегодня представлен огромный выбор франшиз, цена которых зависит от нескольких факторов — это паушальный взнос, роялти, начальные расходы.

Паушальный взнос — это первоначальный платеж, который франчайзи единовременно выплачивает владельцу бренда при оформлении договора. Размер вступительного взноса напрямую зависит от известности бренда, сложности бизнес-модели, объема поддержки, обучения и прочих предоставляемых услуг.

Роялти — это регулярные отчисления, которые франчайзи должен выплачивать франчайзеру за право использовать бренд и прочие активы. Это может быть фиксированная сумма или платеж в виде процента от общей выручки франчайзи.

Начальные расходы заключаются в аренде или покупке помещения, всего необходимого оборудования, материалов, найме персонала и выполнении прочих важных задач, связанных с запуском новой точки. Также франчайзи должен соответствовать установленным стандартам качества, на что тоже могут потребоваться дополнительные затраты.

Поэтому перед принятием решения о покупке конкретной франшизы нужно тщательно изучить все условия, рассчитать потенциальный доход, чтобы понять все особенности бизнеса.

Риски франчайзинга

К основным рискам для франчайзера относится возможность потери контроля над брендом и качеством предоставляемых услуг или реализуемых товаров. Франчайзи могут не соблюдать установленные стандарты, корпоративные требования, что, конечно же, приведет к снижению репутации бренда. Да, можно расторгнуть договор с франчайзи, но тем не менее некачественное обслуживание клиенты запомнят надолго, что может в принципе снизить доверие ко всей сети. Также существует риск несоблюдения франчайзи законодательных требований, что может повлечь за собой юридические последствия и для всей франчайзинговой сети.

Если франчайзи адаптирует бизнес-модель под местные условия, то это может привести к появлению отличительных черт, соответственно, наработки могут быть скопированы конкурентами, что приведет к негативным последствиям.

Финансовое благополучие и регулярный доход франчайзера во многом зависит от успеха франчайзи. Если потратить много времени, ресурсов на поддержку, развитие партнеров, то захочется получить ожидаемый результат по доходности.

Риски для франчайзи:

  1. Финансовые риски. При покупке франшизы нужны значительные первоначальные инвестиции, кроме того, стоит запланировать регулярные выплаты (роялти) и прочие дополнительные платежи, которые только увеличивают операционные расходы. Важно понимать, что приобретение франшизы — это не 100% гарантия высокой доходности, ведь риск неудачи бизнеса и потери инвестиций всегда существует.
  2. Ограничение самостоятельного выбора. Франчайзи должен строго следовать установленным стандартам и процедурам, что может помешать при адаптации к местным условиям и потребностям рынка.
  3. Вероятность некачественной поддержки. Без помощи будет сложно разобраться в новом бизнесе, понять все рабочие процессы. Именно от поддержки, обучения франчайзера, эффективной помощи на старте зависит успех новой точки.

Важно выбирать франшизу со всей ответственностью, ориентироваться на историю компании, отзывы, экспертность в нише, пообщаться с действующими франчайзи. Это поможет удостовериться в качестве предлагаемой бизнес-модели, приступить к оформлению договора. Будьте осторожны со слишком выгодными предложениями, лучше ориентироваться на надежность компании, ее популярность в нише, конкурентные особенности.

Юридическая сторона франчайзинга

Понятия «франчайзинг» в законодательстве Российской Федерации не существует. Однако есть договор коммерческой концессии, который и заключает франчайзер, франчайзи. Отношения сторон договора регулируются статьей 54 Гражданского кодекса РФ. Но при оформлении франчайзингового соглашения необходимо обязательно подать заявку в Роспатент. В противном случае договор будет считаться недействительным.

В договоре должны быть указаны все условия сотрудничества:

  • права и обязанности сторон;
  • размер, порядок выплат;
  • срок действия договора, условия его расторжения.

Договор четко определяет, какие права и активы передаются франчайзи, чтобы исключить конфликтные ситуации.

Франчайзер, в свою очередь, должен обеспечить защиту торговой марки, патентов и прочих интеллектуальных активов. Поэтому необходимо пройти регистрацию интеллектуальной собственности. Франчайзи обязан соблюдать авторские права, не нарушать их, так как за это грозит административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.

Франчайзи также должен придерживаться налоговых законов и правил бухгалтерского учета, что заключается в регистрации бизнеса, уплате налогов, представлении регулярной отчетности. В зависимости от вида бизнеса франчайзи может потребоваться получение определенных лицензий и разрешений от госорганов. Но в этом случае франчайзер должен информировать партнера о необходимых требованиях и помогать в их реализации.

Для заключения франчайзингового договора лучше обратиться к юристу, чтобы убедиться, что он соответствует законодательству, не имеет никаких «подводных камней». Это поможет избежать многих рисков.

Итог

Франчайзинг является востребованным способом ведения бизнеса, который работает, позволяет предпринимателям быстро войти на рынок за счет использования уже проверенной и эффективной бизнес-модели. Это отличный вариант как для компаний, которые хотят расширить свое присутствие на рынке, так и для франчайзи, желающих начать собственное дело с минимальными рисками.

Преимущества франчайзинга очевидны: это быстрый старт, качественная всесторонняя поддержка, обучение, использование проверенных методик. Но чтобы рассчитывать на все эти плюсы, нужно ответственно подходить к договорным отношениям, выбору партнеров, внимательно изучать условия франчайзингового предложения, оценивать репутацию. Франшиза предполагает долгосрочные взаимоотношения, поэтому стоит проверить все варианты в желаемой нише, чтобы сделать правильный выбор.

Содержание статьи
    Остались вопросы?


    CAPTCHA

    Возврат к списку

    Наши эксперты готовы ответить на все ваши вопросы

    Задайте свой вопрос



    CAPTCHA