Как создать франшизу?

49

kak-sozdat-franshizu.png

Франшиза — отличный способ масштабирования бизнеса, так как позволяет в короткие сроки расширить присутствие бренда на новых территориях, увеличить общий объем продаж без необходимости самостоятельно заниматься открытием и управлением всеми точками. Риски для основного бизнеса снижены, так как инвестиции и вся ответственность ложится на франчайзи (покупателей франшизы). При этом расширение помогает бизнесу быть более конкурентоспособным и опережать многие другие компании. Кроме того, франчайзер получает роялти — это регулярные платежи от франчайзи за право использования бренда, бизнес-модели и поддержку. Это стабильный дополнительный источник дохода. Поэтому многие задумываются над открытием франшизы, выход на новый уровень прибыли. В этой статье рассмотрим все нюансы запуска такой масштабной задачи.

Как понять, что бизнес готов создать свою франшизу?

Запускать франшизу стоит тем компаниям, которые уже достигли определенного уровня зрелости и успехов в своем бизнесе, имеют возможности для масштабирования, уникальные торговые предложения и свободное время для развития.

Рассмотрим основные признаки, которые покажут, что можно приступать к запуску франшизы:

  1. Стабильность и успешность бизнеса на протяжении длительного времени. Если вы имеете четко отлаженные бизнес-процессы, хорошую репутацию, узнаваемость на рынке, понимаете, как добиться успеха в определенной нише, то это точно послужит отличным стимулом для потенциальных партнеров.
  2. Наличие спроса. Если вы регулярно получаете запросы от постоянных клиентов, людей, которые интересуются вашим брендом, провели анализ рынка и поняли, что есть спрос на франшизу в конкретном сегменте, то можно охватывать новые регионы.
  3. Проверенная бизнес-модель, которая уже успешно протестирована, может быть воспроизведена франчайзи. Она станет отличным оффером для привлечения клиентов, так как снизит риски для франчайзи. Они получат понятные инструкции и рекомендации, стандартизированные операции по ведению бизнеса, что минимизирует вероятность ошибок и финансовых проблем. Также единая бизнес-модель поможет поддерживать стандарты качества продукции или услуг во всех точках сети.
  4. Возможность поддержки. Важно предоставить франчайзи необходимую поддержку, обучение персонала, разработать маркетинговую стратегию, оказывать юридические, финансовые и консультационные услуги. После запуска франшизы нужно будет посвящать много времени партнерам, решать возникающие проблемы, следить, соблюдают ли они установленные правила, анализировать работу, выявлять слабые места.
  5. Соответствие законодательным требованиям. Для запуска франшизы, успешного ведения бизнеса важно соблюдать требования законодательства. Любые ошибки могут привести к штрафам, судебным искам со стороны франчайзи или клиентов, а также возможному закрытию бизнеса. Четкое соблюдение юридических, налоговых требований обеспечит защиту прав и интересов партнеров, создаст основу для доверительных, долгосрочных отношений, гарантирует прозрачность условий сотрудничества и минимизирует риск конфликтов, которые могут повлиять на репутацию бренда.

Прежде чем запускать франшизу, оцените свой бизнес. Нужно убедиться, что бренд действительно узнаваемый, востребованный на рынке, у компании есть возможности для масштабирования в других регионах или сегментах, а также ресурсы и желание инвестировать в развитие франчайзинговой сети.

Как подготовиться к запуску франшизы: подробная инструкция

Важно понимать, что упаковка и открытие франшизы — это сложный многогранный процесс, который требует тщательного планирования, подготовки. Следуя этой инструкции, вы сможете создать успешную франшизу и добиться поставленных целей.

muzhchina-za-kompyuterom-planiruet.png

Регистрация товарного знака

Товарный знак является важной частью интеллектуальной собственности, защищает уникальные элементы вашего бизнеса, такие как название, логотип, слоган и т. д. Без зарегистрированного товарного знака могут возникнуть трудности с защитой своих прав, и вы рискуете, что конкуренты могут применять схожую бизнес-модель.

Регистрация товарного знака занимает около 6-7 месяцев. Сначала нужно проверить, что ваш товарный знак не повторяет уже существующие в базе данные, не нарушает чьи-либо права. Затем следует определить, к каким классам товаров и услуг относится ваша франшиза, подготовить пакет документов и правильно оформить заявку в патентное ведомство. После этого необходимо оплатить пошлину, и ведомство проведет экспертизу на соответствие требованиям законодательства. С момента одобрения заявки вы получите исключительные права на использование товарного знака, его защиту от несанкционированного использования.

Подготовка бизнес-плана

Открыть и упаковать франшизу непросто, нужно разработать подробный бизнес-план, учесть массу важных аспектов:

  1. Поставить цели и задачи. Нужно четко понимать, чего вы хотите добиться с помощью вашей франшизы (расширение рынка, увеличение прибыли и т. д.). Это поможет поставить конкретные цели, понять, в какую сторону лучше двигаться вашей компании. Важно привлечь специалистов из области франчайзинга, маркетинга, юриспруденции, чтобы провести более комплексный анализ и разработать подробный бизнес-план.
  2. Анализ рынка и конкурентов. Нужно определить размеры рынка, возможности для расширения, текущие тенденции, потенциалы роста, основные факторы, которые влияют на спрос. Конечно же, следует изучить сильные и слабые стороны существующих франшиз в конкретной нише, используемые маркетинговые стратегии, определиться с целевой аудиторией. Это поможет отстроиться от конкурентов и найти пути для успешного расширения.
  3. Описание франшизы. Важно подробно описать бизнес-модель, а именно уникальные торговые предложения, преимущества для потенциальных франчайзи, определить правила, стандарты, например, качество работы, продукции, обслуживания клиентов, оформления помещений. Нужно рассчитать стоимость открытия франшизы, включая размер паушального взноса, расходы на оборудование, аренду помещения, маркетинг, коммунальные платежи, зарплаты и т. д. Также нужно подготовить прогноз ожидаемой выручки, срок окупаемости инвестиций. Все это важно для франчайзи.

Подробная финансовая модель станет основой для франшизы, она должна отвечать высоким стандартам, быть конкурентной, привлекательной для будущих бизнес-партнеров.

Создание брендбука и маркетинговых материалов

Брендбук играет важную роль в управлении и развитии бренда, особенно в контексте франшизы. Именно он создает единое визуальное и смысловое восприятие всех элементов, таких как логотип, цветовая палитра и т. д. Все это способствует узнаваемости и укреплению имиджа компании, станет для франчайзи подробным руководством по использованию в собственной точке, гарантировать, что все филиалы будут выглядеть одинаково. Это важно для поддержания репутации, защиты бренда от неправильного использования, появления юридических проблем.

Для создания брендбука нужно выполнить следующие задачи:

  1. Определиться с основными элементами. Должно быть уникальное и запоминающееся название, интересный логотип, который будет визуально отражать суть компании. Важно подобрать правильно цвета и использовать их в оформлении бренда.
  2. Разработка визуальных материалов. Это могут быть визитки, буклеты, баннеры, презентации, рекламные объявления. Важно уделить внимание качественным фотографиям, иллюстрациям, которые будут использоваться в маркетинговых стратегиях. Нужно разработать шаблоны для социальных сетей, сайта, чтобы обеспечить единый стиль.
  3. Описание ценностей, миссии бренда, которых франчайзи должны придерживаться в своей деятельности.

Таким образом, брендбук — важный этап развития франшизы, который обеспечит единый стиль и узнаваемость во всех точках сети.

Рассчитать паушальный взнос и размер роялти

Паушальный взнос — это единовременная плата за вход во франшизу. Это оплата, так сказать, за опыт и наработки компании, помощь и поддержку на начальном этапе развития.

Чтобы рассчитать паушальный взнос, нужно учитывать следующие моменты:

  1. Стоимость разработки, подготовки франшизы (затраты на создание брендбука, маркетинговых материалов, обучающих программ, расходы на юридическую подготовку и т. д.).
  2. Размер инвестиций для открытия точки. Это необходимо для того, чтобы определить соотношение получаемого взноса к общим начальным затратам.
  3. Ожидаемая прибыль и сроки окупаемости от одной точки франшизы.
  4. Анализ конкурентов. Конечно же, нужно адаптировать цены в зависимости от рыночных условий. В противном случае франчайзи не будут заинтересованы в вашем предложении купить франшизу.
  5. Объем поддержки, то есть конкретный перечень услуг, которые вы готовы предоставлять франчайзи. Можно включить эти услуги в паушальный взнос.

Важно найти баланс между интересами франчайзи и собственными целями. На начальном старте паушальный взнос не может быть большим, поскольку потенциальный партнер должен быть заинтересован в покупке франшизы, понять, сможет ли он потянуть новый бизнес, оценить свои силы.

Роялти — это регулярные платежи, которые будут выплачивать франчайзи владельцу франшизы за право пользования брендом, бизнес-модели и прочих активов. Во многом роялти зависит от конкретных условий договора между франчайзером и франчайзи.

Среди распространенных методов можно выделить:

  1. Процент от выручки. Это один из самых популярных способов сотрудничества. Как правило, роялти находится в районе 2-5%. Это позволяет партнерам чувствовать себя комфортно, при этом владельцу бизнеса получать свой доход. Можно на старте сотрудничества уменьшить процент, а с определенного месяца, или когда партнер выйдет на конкретные показатели, увеличить его. Но этот вариант нужно обсуждать заранее, строго прописать в договоре.
  2. Фиксированная сумма, которая будет выплачиваться ежемесячно или ежеквартально и не зависит от выручки.
  3. Комбинированный метод. Например, франчайзи станет выплачивать фиксированную сумму, но если выручка превысит определенный порог, то и дополнительный процент.

Понятно, что если франчайзер предоставляет обширную поддержку, то размер роялти может быть выше. В таком непростом вопросе рекомендуется проконсультироваться с финансовыми, юридическими специалистами для оптимального расчета и оформления договора.

Подготовка договора франчайзинга

В российском законодательстве нет такого понятия, как договор франшизы. Используется договор коммерческой концессии, который регламентируется статьей 1027 Гражданского кодекса РФ, предусматривает передачу прав на использование бизнеса франчайзи за вознаграждение. Этот договор охватывает все аспекты взаимодействия между сторонами.

В договоре должна быть включена следующая важная информация:

  • полное наименование бренда, реквизиты сторон;
  • описание франшизы с правами и обязанностями партнеров;
  • условия предоставления франшизы (территория, срок действия договора, условия продления);
  • финансовые условия (паушальный взнос, роялти, порядок выплат, дополнительные платежи, например, за маркетинговые услуги);
  • требования к франчайзи, необходимо детально описать стандарты и процедуры, которые партнер должен соблюдать при ведении бизнеса;
  • условия объема обучения, поддержки;
  • защита интеллектуальной собственности за использование бренда;
  • реклама, следует указать участие франчайзи в совместных маркетинговых компаниях;
  • ответственность и гарантии сторон, а также что последует за неисполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по договору;
  • условия и порядок расторжения сотрудничества.

Договор должен быть подписан обеими сторонами. Но помимо подписи нужно подать заявление на право использования объекта интеллектуальной собственности в Роспатент. Иначе сделка будет считаться недействительной. Заявление должны подать совместно как франчайзер, так и франчайзи, в нем нужно указать, на какие конкретно объекты передается право пользования, с какой целью, и на какой срок.

Поиск франчайзи

Поиск и отбор партнеров должен осуществляться с обеих сторон. Франчайзеру нужно активно презентовать свой продукт, разработать привлекательную презентацию, подробно рассказать о поддержке, которую он собирается предоставлять, и избегать завышенных обещаний. Всю необходимую информацию следует размещать на специализированных площадках, владельцу франшизы будет полезно участвовать в профильных выставках, мероприятиях, активно общаться с потенциальными партнерами.

franchajzer-i-pokepatel-franshizy-dogovorilis.png

Франчайзи тоже должен проявлять инициативу в поиске подходящей франшизы. Как правило, это начинающие предприниматели, желающие открыть первый бизнес, или владельцы уже действующей компании, которые хотят нарастить выручку. Успешные отношения по франшизе возникают там, где обе стороны подходят к процессу осознанно и профессионально.

Немаловажно, чтобы франчайзер составил профиль идеального франчайзи, определил, какие ему необходимы профессиональные навыки, опыт в бизнесе, личные качества, чтобы не возникало проблем в будущем.

Франшиза — это сотрудничество на протяжении многих лет, поэтому стоит грамотно подходить к вопросу подбора партнеров, ведь работа франчайзи будет влиять на репутацию всей сети.

Итог

Запуск франшизы — это сложный, но перспективный бизнес-проект. Да, на начальных этапах необходимо потратить значительные временные и финансовые затраты на создание качественной финансовой модели, найти подходящих франчайзи, обеспечивать постоянную поддержку, решить все юридические сложности с оформлением документов, минимизировать риски. Но можно будет масштабировать бизнес без крупных инвестиций, увеличить узнаваемость бренда, получить регулярный дополнительный доход, качественную обратную связь от рынка.

Главное — это правильно подготовиться к запуску, тщательно продумать все детали и быть готовым к постоянному совершенствованию своего продукта.

Содержание статьи
    Остались вопросы?


    CAPTCHA

    Возврат к списку

    Наши эксперты готовы ответить на все ваши вопросы

    Задайте свой вопрос



    CAPTCHA